Фронтовик, офицер. Человек

17 июля 2017 г. в 20:04

Фото Сергея Аревшатова

Категория: Общество

«Командуя стрелковой ротой, гвардии лейтенант В.В. Полев в боях с немецкими захватчиками проявил себя мужественным, стойким и решительным командиром»... Таким мы знаем Валентина Васильевича и 70 лет спустя.

Мужественным и стойким. Человеком, который может поделиться опытом с молодыми людьми. «Ребята, помните о подвиге наших солдат. Мы дрались и побеждали вопреки всему», — говорил он на одном торжественном мероприятии несколько лет назад.
Нынче Валентину Васильевичу Полеву, фронтовику, боевому офицеру, орденоносцу, одному из тех, кого глава Хакасии Виктор Зимин считает своим наставником, исполнилось 94 года.
Про таких, как он, снимают фильмы и пишут книги.
Такими, как он, мы гордимся.
…Когда началась вой­на, Валентин был ещё совсем юным сельским парнем. В июле 1941-го ему исполнилось восемнадцать лет, а уже в сентябре он был призван в ряды Красной армии. За плечами, кстати, значился, ни много ни мало, первый курс специального факультета баллистики Томского университета.
Полев по окончании курсов Белоцерковского пехотного училища был брошен в самое пекло — участвовал в оборонительных и наступательных боях на Волховском фронте под Ленинградом. Молодой командир взвода, он своей решительностью и храбростью поражал и бывалых солдат.
Изучаем наградной лист. «Одно тяжёлое, одно лёгкое ранение...». Всего Валентин Васильевич в войну был ранен семь раз.
Все круги ада Валентин Полев прошёл на Курской дуге. Только там был трижды ранен! В беседе с коллегой Сергеем Аревшатовым несколько лет назад Валентин Полев вспоминал, что именно на этом направлении боевых действий он познакомился с Железнодорожными войсками. Вот фрагмент публикации: «Роте было приказано любой ценой захватить и удерживать полустанок, куда должны были подать платформы с бронетехникой. Взрывом повредило железнодорожное полотно. Подразделение военных железнодорожников быстро приступило к восстановлению участка, пропускная способность которого вскоре была восстановлена. Штурмовая рота Полева вела ожесточённый бой. Бойцы стояли насмерть. Об отходе не могло быть и речи. Подразделение несло большие потери. Но к железной дороге врага подпускать было нельзя. Командир оглянулся. Железнодорожники уже подали состав, гружённый танками, которые, как на крыльях, слетали с платформ и с ходу вступали в бой. Задача была выполнена».
Валентин Полев воевал на Волховском, Воронежском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Награждён орденами и медалями. Из его наград особо хочется выделить орден Александра Невского, который в годы войны вручался командному составу Красной армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями.
Чтобы узнать историю подвига, вновь обратимся к наградному листу:
«24.06.44 года, получив задачу овладеть сильно укреплёнными пунктами противника — высотами «Гитара» и «Сердце», гвардии лейтенант Полев одним из первых со своей ротой вступил в бой с противником. Штурмом овладел высотами. Продолжая преследование противника, гвардии лейтенант Полев одним из первых форсировал реку Тремля, овладев высотой 137,1. Своими боевыми действиями его рота обеспечила успешное решение боевой задачи командования, продвижение вперёд остальным подразделениям батальона, а также обеспечила продвижение вперед частей дивизии».
Война для гвардии капитана Полева закончилась в Бресте. Он получил очередное тяжёлое ранение и был отправлен в запасной полк, дислоцированный в Омске.
А потом пришёл черёд подзабытой за годы войны мирной жизни. Достойной жизни. Уже в марте 1946 года (спустя месяц после демобилизации) Валентин Васильевич был зачислен на второй курс Томского госуниверситета. Далее последовал перевод в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Он был окончен в 1952 году. Дипломированный специалист сначала работал дежурным по парку станции Красноярск. Через несколько лет стал заместителем начальника политотдела Ужурского отделения Красноярской железной дороги, затем — начальником технического бюро, начальником отдела движения, грузовой и пассажирской работы… В 1961 году Валентин Полев приехал в Хакасию строить трассу Абакан — Тайшет. Спустя три года уже был главным инженером Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
В мае прошлого года в Абакане состоялось знаменательное событие: скверу на Привокзальной площади было дано имя Валентина Васильевича Полева.
— Валентин Васильевич — ярчайшая личность, один из лучших представителей поколения, на долю которого выпали самые суровые испытания в истории нашей страны: Великая Оте­чественная война, годы послевоенного восстановления, годы героических, ударных комсомольских строек, — говорил на торжественном мероприятии начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.
Жаль, самого Валентина Васильевича там не было: не позволило здоровье. Но главное другое — фронтовик, боевой офицер и почётный железнодорожник до сих пор в строю, он с нами. И мы можем ещё раз передать ему огромное человеческое спасибо за его достойную жизнь.
С днём рождения!

Сергей ВЛАСОВ

Оставить комментарий

Тема дня

Жителей Абакана беспокоят шумные мотоциклы

По центральным улицам столицы Хакасии раскатывают байкеры, доставляющие дискомфорт окружающим.